?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мелкая моторика

О, а у меня вот ещё какой интересный вопрос. (Это я продолжаю увлечённо изучать культурные различия в околодетской теме и заодно анализировать, какие из идей, к которым я привыкла, имеют под собой крепкие основания, а какие -- скорее часть традиции.)

Вот мелкая моторика. Вам встречалась идея, что мелкую моторику у детей надо целенаправленно развивать, потому что это помогает развитию речи? А на каком языке она вам встречалась? А что вы про неё думаете? :)

Русскоязычные сайты уверенно говорят, что "учёными установлена связь между развитием мелкой моторики и развитием речи", как следствие советуя заниматься с детьми развитием мелкой моторики. Действительно установлена? Причинная? Беглый поиск не показал мне подтверждения в англоязычной среде, но поиск правда беглый. Это такое же культурное различие, как с запретом на присаживание младенцев и с запретом на грибы в прикорме? В ЖЖ тоже, смотрю, кто-то когда-то интересовался тем же вопросом: https://lionet.livejournal.com/101581.html.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
sciuro
Jun. 6th, 2018 01:25 pm (UTC)
У меня в голове есть некоторое понимание этой темы, я когда-то потыкала пабмед и послушала неврологов, но ссылки моя голова не сохранила, так что это песня по мотивам.
Речь у ребенка в норме опережает "мелкую моторику", порой опережение на 1-2 года - то есть когда ребенок еще не очень уверенно рисует мелкие ровные кружочки, он уже в целом неплохо говорит. И наоборот, ребенок, который активно осваивает речь, к мелкой моторике пока что способен очень ограниченно.
Были исследования, что у детей с ЗАДЕРЖКОЙ развития речи (не с логопедическими проблемами!) насыщенные нагрузки именно на мелкую моторику (а не на побегать/поплавать) имели какой-то положительный эффект на подтягивание речи к норме по возрасту. Мы говорим про детей 5-7 лет. Из этого раздули глобальные выводы о том, что можно к школе сделать из ребенка Демосфена, или научить ребенка произносить звук Р, заставляя его обводить зверюшек карандашом.
У нормально развивающегося ребенка практика речи развивает речь, а практика мелкой моторики - мелкую моторику (по возрасту). Шестимесячные дети не разговаривают, двух-трехлетние - не пишут курсивом, как их не дрессируй.

Отдельно есть исследования про восстановление речи после инсультов. Там вообще любой enrichment в тему, мелкий, крупный. Но никто после инсульта не становится Демосфеном от занятий акварелью в больнице :(
be_unafraid
Jun. 11th, 2018 01:05 am (UTC)
Спасибо большое! Вот я отрывки этого видела, да -- про то, что это относилось к детям с задержкой развития речи.
zendala
Jun. 6th, 2018 08:16 pm (UTC)
Нет-нет, мелкая моторика это не местечковый прикол! Действительно нужно, и действительно полезно для развития мозга - в общем и целом, не только речевых центров. Более того, сейчас пишут о том, что та же мелкая моторика является отличной профилактикой дегенеративных заболеваний мозга в старости! То есть, работать руками нужно всем и в любом возрасте, не только младенцам. Все, что угодно - рисование, вязание, лепка, конструкторы сделай сам из Ikea )))
ссылок у меня тоже нет, но инфа проверенная )))

А еще из опыта, хоть и не личного. У моей сестры девочка с синдромом Дауна, так сестра основаткльно углубляется во всевозможные техники развития именно такого мозга, с задержками. Говорит, что занятия на мелкую моторику реально работает с ее ребенком, говорить начинает потихоньку.
be_unafraid
Jun. 11th, 2018 01:07 am (UTC)
Мнения в комментариях тут разошлись :)
deike
Jun. 6th, 2018 08:28 pm (UTC)
Не встречалась, да и, честно говоря, как нейробиолог я не очень понимаю связи )) Тем более, что у каждого ребенка генетически заложен свой план развития, который можно поддерживать, но не менять...
be_unafraid
Jun. 11th, 2018 01:09 am (UTC)
О, а вот что удивительно, так это что не встречалась! Я её слышала в русскоязычной среде из каждого утюга и только вот недавно, когда это стало релевантней, решила посмотреть, что к чему.
( 6 comments — Leave a comment )