?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

What's Going On in There

А напишу-ка я про более положительное.

М., например, сейчас читает интересную книгу про развитие мозга ребёнка в первые пять лет жизни -- Lise Eliot, What's Going On in There. Сама Лиза Элиот -- профессор нейробиологии, и книга ссылается на множество исследований по каждой описанной там теме.

В ней много любопытного.

Кора головного мозга, например, начинает у младенцев работать далеко не сразу. Многие функции в первые пару месяцев управляются гораздо более древними частями мозга, и когда контроль потом переходит к коре, это не всегда происходит гладко.

Возьмём зрение. (Зрение у новорожденных плохое, в том числе потому, что колбочки в их сетчатке распространены не так, как у взрослых. У взрослых колбочек больше по центру, а у совсем свежих младенцев они распределены более равномерно. Разрешение в точке фокуса у взрослых куда выше, чем у младенцев. Со временем колбочки мигрируют к центру.)

Зрительной системе в первые пару месяцев тренировка необходима, но это -- тренировка восприятия на низком уровне: цвет, форма, направление линий. Известно, что младенцам нравятся лица, но даже это не управляется корой. А вот когда, месяца в два, контроль постепенно переходит к ней, с младенцем могут приключаться казусы вроде "обязательного смотрения" (obligatory gazing): он не может отвести взгляд от какого-то стимула просто потому, что шаткий ещё механизм контроля даёт сбой. Или он временно теряет интерес к лицам: не все системы полностью переключились на новый механизм.

Слышат младенцы тоже плохо, но довольно хорошо отличают речь от шума. Если с младенцами говорить громче и выразительнее (и не в смысле "сюсюкать"), это может помочь им раньше разобраться, что в речи к чему.

И тем не менее в первые пару месяцев младенец получает куда больше пользы от тактильных ощущений и от стимуляции вестибулярного аппарата, чем от, скажем, выразительного декламирования ему стихов :) (хотя, как мы знаем, ребёнка успокаивает знакомый голос). Здесь дело в том, что проприоцепция и осязание уже довольно хорошо развиты к тому моменту, как ребёнок появляется на свет, так что вся относящаяся к ним стимуляция -- прикосновения, тисканье, качание, массаж -- младенцу немедленно понятна, приятна и помогает развитию его мозга. Исследования к тому же показывают, что и после первых месяцев пользы от вестибулярной стимуляции хватает. Элиот рассказывает, например, об исследовании, в котором учёные крутились на стульях с младенцами от трёх до тринадцати месяцев на руках (забавная должна была быть картина). В процессе кручения младенцы были счастливы, а сравнение с контрольной группой после шестнадцати сессий показало, что моторное развитие и рефлексы у "тренированной" группы заметно лучше, чем у контрольной.

А ещё младенцы рождаются с хорошо развитым обонянием и могут не только распознать по запаху грудь кормящей женщины, но и различить свою и чужую мать.

Tags:

Comments

be_unafraid
Oct. 11th, 2017 08:15 pm (UTC)
Вот кстати, про это в книге тоже написано. Ребёнок слышит внутриутробно с какого-то момента. Лучше всего слышит голос матери и всякие внутренние звуки организма, но звуки извне тоже доходят. Особенно хорошо доходят низкие частоты. И если дети внутриутробно привыкли к какой-то музыке, то она им потом будет нравиться и после рождения :)
be_unafraid
Oct. 11th, 2017 08:18 pm (UTC)
Ну и то, что высокоорганизованные функции у младенца ещё не организовались, не значит, что там в голове вообще пусто. :)
facta_est_lux
Oct. 17th, 2017 08:01 pm (UTC)
Да, нет, я просто расстроилась, что они, возможно, эту музыку воспринимают как пауки :)) Вибрациями... жаль, если они на самом деле не слышат толком красивые тембры.