?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Это деловая часть рассказа. Эмоциональная -- про то, как вообще может выглядеть аэрофобия -- у меня здесь.)

Во-первых, как я уже многим упоминала, терапия мне помогла. Никаких чудес при этом не произошло. Я далека от состояния, в котором полететь куда-то на самолёте -- лёгкое решение. К следующему полёту, когда бы он ни был, мне снова понадобится серьёзная подготовка. Мне всё ещё нужен транквилизатор. Но в этот раз я смогла находиться в самолёте без пробивающейся через транквилизатор паники и (что было значительно лучше, чем я ожидала) без постоянного самонадзора. На пути туда, скажем, я спокойно смотрела с планшета Доктора Кто.

Работа с психологом в связи с боязнью полётов может выглядеть по-разному. В продвинутых вариантах людей усаживают в реалистичный симулятор фюзеляжа и прогоняют через "полёты", пока они не привыкнут к ощущениям. У моей психологини доступа к такому не было, так что мы работали низкотехнологическими способами.

Сама аэрофобия может тоже выглядеть по-разному. Бывает, что она смешана с клаустрофобией, боязнью высоты, боязнью потерять контроль над собой и прочим. У меня она в чистом виде.

К психологу я пришла с конкретным вопросом: летать на самолётах мне мучительно, и я хочу это исправить. За несколько сессий мы обсудили, чего именно я боюсь, и она насоветовала мне разных источников на самостоятельное изучение между встречами. Я изучила источники (не всеми из которых впечатлилась) и составила себе план на пред-полётную подготовку и на то, как я собираюсь контролировать страх во время полёта. Кроме того, психолог научила меня десятиминутной дыхательной медитации, в эффективности которой для успокоения я убедилась, чуть не заснув во время неё прямо в офисе.

Вот какие подходы в результате оказались для меня самыми эффективными:
- Дыхательные упражнения. Большая часть физиологической реакции на стресс была снята транквилизатором и ими. Впрочем, называть их именно "дыхательными упражнениями" не совсем верно. Да, внимание постоянно перенаправляется на дыхание, но при этом беспокойные (или обычные) мысли, постоянно всплывающие в сознании, быстро классифицируются, опознаются и "отпускаются". Таким образом раз за разом ты выпадаешь из воронки, в которую они иначе грозили бы тебя затянуть.
- Изучение сайта капитана Шанса. Раньше он был таким трогательным-трогательным ещё, с дизайном из девяностых. Его недавно переделали, но содержание вроде как всё то же. Там были неточности, когда я его изучала, но это не касалось ничего важного.
- Сопоставление заметок в The Aviation Herald с информацией о полётах в реальном времени (например, здесь). Это я делала по собственной инициативе, таким способом давая себе возможность прочувствовать и интернализировать статистику вместо того, чтобы абстрактно быть в курсе неё. Просто быть в курсе мне никогда не помогало.
- Описание того, какие звуки и ощущения нормальны во время разных стадий полёта. (Его я получила из одной главы книги, которую здесь называть не буду, потому что в остальном она мне очень не понравилась.)

Ещё у меня были подготовлены инструменты для контроля возможного "беспокойства ожидания". Так называемые "сессии беспокойства", например. При них полагается любые беспокоящие мысли откладывать на потом, на следующую "сессию беспокойства", где в течение минут десяти-пятнадцати нужно вслух (и иногда перед зеркалом) беспокоиться обо всём сразу. Звучит забавно, но об эффективности ничего сказать не могу, потому что за счёт остальной подготовки "беспокойство ожидания" у меня было очень точечным и редким.

С собой в полёт я взяла кучу развлекательных и образовательных материалов, чтобы отвлекаться на то, что в данный момент интереснее всего. Книги, в основном лёгкие или весёлые. Ольгу Громыко, например. Даррелла. Wishcraft Барбары Шер. Аудиокниги. Серии Доктора Кто. Списки английских слов, которые я в данный момент учу. Фломастеры и карточки для рисования. Пригодились из этого кино и некоторые книги, но и то для развлечения, а не для отвлечения.

И напоследок: совсем чуть-чуть эмоциональности.
Dreamliner -- очень продвинутый и модный самолёт. Только что я с восторгом десять раз опробовала кнопку для затемнения иллюминатора, которую увидела в первый раз, и заодно поделилась изумлением с нашим соседом. Теперь я прилипла к заново осветлённому иллюминатору и только изредка оборачиваюсь, с гордостью обращаясь к М.:
-- Правда, по мне и не скажешь, что я боюсь самолётов?
-- Правда, -- вздыхает М. -- Скажешь только, что ты редко летаешь.
Но я, недослушав, уже снова вся в иллюминаторе и веду оттуда восторженную хронику.
-- ААА! Смотри, самолёт наклоняется и почти касается крылом низа облаков!

Обнадёживает, что ли.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Deleted comment)
be_unafraid
Jun. 1st, 2015 03:57 am (UTC)
Я рада! Привет ей и успехов :)
( 1 comment — Leave a comment )