?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Impostor Syndrome, Continued Continued

Продолжаем разговор про синдром самозванца (начало тут и тут). В этой серии: какого рода вещи ему способствуют, а какие делают жизнь лучше.
И я сразу хочу сказать, что это скорее черновик, чем полный список. Делитесь своими наблюдениями, мы можем вместе его доработать. И спрашивайте, если какие-то пункты непонятны.

Так вот. Какие вещи в рабочей культуре способствуют синдрому самозванца:
- Отрицательное отношение к задаванию вопросов.
Когда кто-то кривится, получив резонный вопрос. Когда вопросы игнорируются. Когда классический ответ -- "в гугле забанили?" Когда все сидят в наушниках, и над головами у них так и мерцают таблички Do Not Disturb.
- Когда сказать "я не знаю" -- это проявить слабость.
Это вообще опасная и токсичная культура: люди прикидываются, что что-то знают, и делают хоть бы как.
- Когда люди в организации не говорят о своих ошибках.
Люди с impostor syndrome особенно хорошо замечают ошибки, которые совершили лично они. Ошибки других при этом видны только иногда, и легко впасть в заблуждение, что ты ошибаешься чаще среднего. При этом культура, в которой об ошибках не говорят (а то и скрывают их) -- опасна и токсична настолько же, насколько та, где нельзя сказать "не знаю".
- Регулярные встречи с излишней самоуверенностью и с эффектом Даннинга-Крюгера.
Человека с синдромом самозванца могут очень дезориентировать люди, которые с непробиваемой уверенностью скажут "это так!" о том, что они знают ничуть не лучше.
- Утверждения, что делает и чего не делает "настоящий <представитель профессии>".
- Комментарии в духе "Неужели ты этого не знал(а)?!"

Какие вещи помогают нормализовать картину:
- Когда окружающие, особенно менторы, говорят о своих ошибках. Когда это обычная и ожидаемая часть процесса.
- Когда сказать "я не знаю" -- нормально, и окружающие, включая менторов, не боятся этого делать.
- Когда в команде/организации принято делиться шагами, которые привели к решению какой-то задачи, и решение не кажется чудесным образом возникшим из ниоткуда.
- Когда развита культура сотрудничества, особенно такая, в которой люди говорят о вещах, которые им нравятся в работе других, и в которой есть лёгкая возможность сказать "спасибо".

И отдельным пунктом я хочу немного написать о реакциях на синдром самозванца и на том, что стоит и не стоит говорить в поддержку. :)
Не стоит говорить "да ты просто не беспокойся об этом". Это не работает, как не работает советовать людям с депрессией, чтобы они прибодрились.
Не стоит говорить "со временем пройдёт -- чем больше опыта, тем меньше синдром самозванца". Раз, для человека с impostor syndrome это звучит однозначно: "у тебя не хватает квалификации". А два -- это утверждение вообще неверно! Конечно, бывают случаи, в которых impostor syndrome у кого-то со временем проходит. Бывают и случаи, в которых синдром у них проходит, когда они понимают, с чем имеют дело. Но эти случаи -- не общее правило, и вот почему.
Одновременно с тем, как поднимается ваш уровень, поднимается и уровень ожиданий от вас, и уровень сложности ваших проектов. Кроме того, меняется ваша референтная группа: не будете же вы, заслуженный архитектор, сравнивать себя со студентом второго курса? Вы прекрасно знаете, насколько у вас больше опыта. Вы будете себя сравнивать с другими заслуженными архитекторами, и вот тут-то вступят в дело все перечисленные выше факторы.

Как-то так.

Tags:

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ar_ia
Sep. 7th, 2016 02:49 am (UTC)
да, есть знакомые пункты ) и у меня такой симптом точно есть. Вот реально всегда думала, что я очень мало знаю по сравнению с коллегами
be_unafraid
Sep. 11th, 2016 01:09 am (UTC)
И статистически это было бы очень странно! :)
perelynn
Sep. 8th, 2016 07:12 pm (UTC)
Мне кажется, еще из вещей, которые помогают: останавливать человека, когда он сам о себе говорит унизительно, и помогать ему выражать ту же мысль нейтральными словами. "Я тормоз", к примеру, заменять на "а я сообразил!". "Я наверное, плохо понимаю" на "У меня нет полной картины" и т.д.
be_unafraid
Sep. 11th, 2016 01:12 am (UTC)
Кстати, да! Причём самое эффективное, что я замечала -- это не когда поправляют, а когда фокусируются на задаче и говорят "Ну да, неудивительно, что мы тут над ней так долго думаем. У нас не было полной картины и не хватало x, y, и z".
( 4 comments — Leave a comment )