?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Поезда и больше поездов. Занимательная стереометрия. Овцепады и вдохновение для художников. Сквозь Альпы. Южный город. Почему и эта часть Швейцарии -- не Канада. Спасение от жары. Трагическая ошибка. Ода всеобщей любви к лестницам. Пустынный лабиринт. Возвращение. Куда дели пристань?

***

Сразу после подъема на драконью гору Пилат мне позарез понадобилось проехать на поезде через почти всю Швейцарию -- на юг, туда, где через озеро уже видны итальянские берега.

Нет, у меня была хорошая причина. Уважительная: я во время подготовки к поездке посмотрела на несколько фотографий той местности и влюбилась, а влюблённому человеку триста сорок километров -- не крюк. На стадии планирования, когда мы всё возвращались к вопросу того, как наш список достопримечательностей можно уместить в одну неделю, за идею этой поездки я держалась зубами и когтями. Я готова была вычёркивать горы, пещеры и города, но продолжала вдохновенно объяснять М., что жить не могу без того, чтобы не посмотреть на природу по ту сторону Альп. "А вдруг там всё совсем другое?" -- вопрошала я. -- "В немецкой части Швейцарии мы побываем. Во французской -- побываем. И не побывать в итальянской? Там же пальмы!"

А ещё там была Гандрия. По поводу того, чем она являлась, найденные мной источники утверждали разное. "Это маленькая деревушка четырнадцатого века", говорили одни. "Это одно из предместий города Лугано", говорили другие. Я быстро сдалась и решила, что нам придётся просто туда поехать и самим посмотреть.

И мы посмотре-ели, ой мы посмотрели.

Но не будем забегать вперёд локомотива.

Сначала -- про поезда и стереометрию.

***

Когда perelynn и eni_methar сколько-то лет назад были в Швейцарии, они привезли оттуда альбом с картинами Патрика Вудроффа, на которых в разные стороны лились водопады, лодки летали в облаках и кубарем катились откуда-то куда-то коровы. "Вдохновлено швейцарскими пейзажами", сказали они. Тогда я не поняла.

А потом мы поехали из Люцерна через Арт-Голдау в Лугано, и на меня снизошло озарение.

Вы понимаете, местами в Швейцарии проблемы с гравитацией. В связи с этим стереометрию, я предполагаю, начинают преподавать ещё в детском саду.

Представьте себе, что вы в поезде, и поезд летит по рельсам, наклоняясь на поворотах. Дома на склонах по обе стороны словно отшатываются от него в испуге. Вам уже не очень понятно, где зенит и где надир, но это только начало.

Склоны обрываются в долины. Над долинами начинается мешанина из мостов и автомобильных трасс. Дороги, поднятые на бетонных опорах, ныряют и кружат. Каждая изгибается под своим углом.

Потом из скал прорезаются арочные мосты. Поверх них лежат рельсы, и идущие по ним поезда тоже клонятся, и тоже каждый по-своему, на поворотах.

Ландшафт становится чем дальше, тем сюрреалистичней.

Высоко над вами с вершин срываются тонкие водопады, прыгая от уступа к уступу и по нескольку раз пересекаясь по пути.

Склоны гор покрываются виноградниками. Виноградники ограждаются заборами, которые то торчат перпендикулярно им, то приобретают залихватские изломы и направляются вбок или вниз.

На изумрудно-зелёных террасах под облаками пасутся овцы, коровы, козы и иногда даже лошади. Время от времени вы проезжаете канавы со скоплениями ягнят. Тогда перед вашими глазами встают картины того, как эти незадачливые малыши оступились где-то там в вышине и полетели вниз, вниз, вниз. Они катились круглыми боками по склонам, подпрыгивая, как мячики, и вот свалились прямо к рельсам, к самому вашему пути. Но им и тут ничего. Ходят, как ни в чём не бывало. Жуют траву.

К концу путешествия слово "вертикаль" отмирает у вас за ненадобностью.

Да, видите вот это? Это Патрик Вудрофф. И он прав.



***

Дальше я буду рассказывать чуть меньше, а картинок показывать чуть больше.

Мы проехали сквозь Альпы. Два раза поезд проходил кольцом, чтобы забраться или спуститься с горы. Когда мы ныряли в тоннели, в вагоне-ресторане становилось темно, только оранжевые лампы горели на каждом столике, отражаясь в окнах. Я пила чай с молоком. Я так легко могла бы привыкнуть ездить туда-сюда в поездах и пить чай с молоком, и чтобы вокруг долины, горы и ленты водопадов. Долины, представавшие нам на выходе из тоннелей, каждый раз несли с собой другую погоду. Однажды мы так за пять минут переехали из яркого солнечного утра в дождливое, заполненное густым туманом.



Остановки всё чаще объявлялись по-итальянски.

Когда мы прибыли к месту назначения, у меня было уже полное ощущение того, что мы на курорте, в городе у моря. Вот он раскинулся на холмах. Кипарисы. Раскалённый перрон, волна жара в лицо. Местные электрички выглядят глупо и доброжелательно.



...и все в костюмах. Мужчины, в смысле, в деловых костюмах. Женщины тоже в них, а если нет, то у них поверх блузок накинуты пиджаки, кожаные куртки или жакеты. Добрых двадцать пять градусов, между прочим. На солнце *правда* жара. И эти люди по доброй воле не снимают пиджаков и курток? Мы определённо не в Кан... аде.

Но что очень хорошо спасает от жары, так это путешествие по озеру. Как хорошо, что как раз его нам и нужно предпринять. Вот М. сидит. Ждёт лодку.


Курс на Гандрию.


А вот и она.


Лодки здесь -- один из главных видов транспорта.


Да, если вы хотели узнать, что такое Гандрия.

С практической стороны это действительно просто деревушка, ставшая не так давно частью Лугано, что значит, что там проложили какие-то коммуникации и подновили инфраструктуру. История у Гандрии давняя. В восьмом веке до нашей эры приблизительно на этом месте жили кельты. Во времена Римской империи место пустовало, но зато в тринадцатом веке в связи с ним стало встречаться название "Гандрио". Гандрио располагалось чуть повыше современной Гандрии, но к четырнадцатому веку его обитатели уже переселились к озеру. Дальше пошли столетия, в которые Гандрия была бестревожной пограничной деревушкой. Её жители мирно занимались рыбалкой и контрабандой. Особенно хорошо, говорят, шла салями. Нет, не на крючок.

Но ещё Гандрия -- это ода всеобщей любви к лестницам. Я сейчас покажу. Вы на позапрошлой фотографии видели, как деревушка забирается на холм? По верху этого холма ходит автобус. Если бы я подумала об этом заранее и прикинула, что большая часть Гандрии недоступна для машин, я бы кое-что поняла про её архитектуру. Мы могли бы тогда приехать на автобусе и спуститься вниз, к пристани, откуда уплыть на корабле. Но мы вместо этого на корабле туда приплыли. Как раз снизу. С моими-то коленями. Патамушта, как я писала раньше, я гений планирования.

Почти каждая улица в Гандрии -- это лестница. Иногда плоская, вот как здесь.


Иногда не очень.


Лестницы всюду. Если вам во время ваших прогулок понадобилось добраться до башни, вы можете пройти туда по лестнице.


Лестницы в Гандрии любят все, даже котики.


Я так ещё долго могу, если что. Но не буду. Потому что волшебным образом мы прошли эти лестницы до самого верха деревни, и мне ничего за это не было -- так что нужно праздновать, а не жаловаться.

Уж чего у Гандрии не отнять, так это живописности. Там было прекрасно.


И, как это ни удивительно, пустынно. Чаще всего под арками и в узких улицах эхом отдавались только наши шаги.




В старой кладке прятались ящерицы.




Я позировала М. :) Где-то здесь, кстати, начинается пешеходная тропинка, которой можно вдоль озера добраться до Лугано.


Как ни мало улиц в Гандрии, ходы, переходы и смена уровней быстро превращают их в лабиринт. Местные жители об этом знают и хотят помочь заплутавшим:




А знаете, что бы заплутавшим особенно помогло? Такие же рисунки про "пристань -- там". Потому что с какого-то момента все переулки-лестницы становятся похожи друг на друга, и если вы спешите к лодке, которая ходит раз в час (а к вечеру -- раз в полтора часа), вы очень хотите выбраться из лабиринта поскорее. Мы выиграли, да. Выбрались. С целыми пятью минутами в запасе. Это потребовало командной работы и стратегического мышления. Мы засылали М. вперёд по лестницам, чтобы он заглянул за угол и сообщил, нужно ли мне тоже покорять эти ступени. И всё бегом.

По результатам путешествия (пусть мы даже и не прогулялись по оливковой тропинке в Лугано, пусть не пошли в лес искать там оставленные кельтами булыжники) -- это всё того стоило. В Лугано за пережитый на лестницах стресс мне так и вообще потом достались блинчики и сливочное мороженое. Настоящее сливочное мороженое, не какая-нибудь там ваниль. Потому что южный это город или нет? :)

А напоследок ещё пара фотографий. Лодка у пристани.


И мой любимый вид с уходящего корабля :)


Очень, очень хорошее место.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
deike
Jun. 20th, 2015 06:17 am (UTC)
прекрасно! Гандрия напомнила маленькие города северной Италии, что логично :)
be_unafraid
Jun. 21st, 2015 04:02 am (UTC)
интересно будет когда-нибудь и на них посмотреть :)
deike
Jun. 21st, 2015 07:48 am (UTC)
очень рекомендую, особенно на озерах: о.Гарда - Сирмионе, о.Lago d'Orta - Orta San Giulio, о.Lago Maggiore - Арона, Стреза, Бавено. хотя на такой отпуск нужно мнооого времени, чтобы все успеть...
(Deleted comment)
be_unafraid
Jun. 21st, 2015 04:04 am (UTC)
оно так отличалось от всей живописной архитектуры, что мне до того встречалась!

но вот лестница для котика меня поразила в самое сердце :))
( 4 comments — Leave a comment )